Юл Бриннер

Автор:

Обновлено: 13.05.2025

Опубликовано: 13.05.2025

Юл Бриннер

Дата рождения: 11.07.1920

Место рождения: СССР, г. Владивосток

Гражданство: США

Семейное положение: Был женат

Дети: 1 сын, 4 дочери

note Информация о персоне

на 13.05.2025

Краткие сведения

Юл Бриннер — выдающийся актёр с мировой известностью, обладатель премии «Оскар», прославившийся благодаря роли короля Сиама в мюзикле «Король и я». Сценическая харизма и экзотическая внешность сделали его культовой фигурой в истории Голливуда и Бродвея. Он был не только актёром, но и режиссёром, фотографом, писателем.

Ранние годы

Юлий Борисович Бринер появился на свет 11 июля 1920 года во Владивостоке в семье со смешанными корнями. Его отец, Борис Бриннер, был инженером и потомком швейцарских переселенцев, а мать, Мария Дмитриевна Благовидова, — русской по происхождению.
В детские годы он пережил распад семьи: отец оставил их, и мать вместе с детьми эмигрировала сначала в Харбин, затем во Францию. Эти ранние переезды, перемены в окружении и необходимость адаптироваться к разным культурам сыграли важную роль в формировании многогранной личности будущего актёра.

Во Франции Юл начал осваивать язык, адаптировался к новому образу жизни и проявил интерес к искусству. По натуре мальчик был своенравным, плохо себя вёл, курил и дрался. Юл хотя и отличался высоким интеллектом, учился плохо, игнорируя уроки.
Первоначально он обучался в специализированной школе, из которой его исключили. Но в новом учебном заведении его поведение не изменилось. Он не отличался прилежанием, но зато обладал ярким артистизмом. В подростковом возрасте он уже играл на гитаре, пел в кабаре и участвовал в театральных постановках, хотя тогда ещё не задумывался о серьёзной актёрской карьере.

В 14-летнем возрасте Бриннеру удалось стать частью цыганского коллектива. Однажды в ресторане «Эрмитаж» он встретил семью Дмитриевич, которая исполняла романсы. Юноша стал выступать с ними и благодаря своему выразительному голосу быстро стал популярным. Посетители специально приходили в ресторан, чтобы насладиться его пением. Однако это сотрудничество оказалось недолгим, так как каждый из участников ансамбля имел свои жизненные планы.

В Париже Юл посещал театральную школу, где стал учеником знаменитого мима и театрального педагога Михаила Чехова. Он также обучался актёрскому мастерству в студии Жана Кокто. Позже, переехав в США, продолжил занятия в студии Михаила Чехова в Голливуде, где оттачивал технику сценического присутствия и проникновения в образы. Эта основа стала залогом его последующего успеха как на театральной сцене, так и в кино.

Юл Бриннер, Дебора Керр в фильме «Король и я»

Профессиональная деятельность

До того как Юл Бриннер стал знаменитым актёром, он попробовал себя в самых разных профессиях. Работал цирковым акробатом, гитаристом и певцом. Некоторое время он также трудился диктором на радио в США, где вёл русскоязычные передачи во время Второй мировой войны. Именно работа в эфире помогла ему обрести уверенность, чёткую дикцию и сценическую интонацию, что позже стало его отличительной чертой как артиста. Несмотря на начальные успехи на радио и в цирке, именно актёрская сцена стала тем полем, где он полностью раскрыл свой потенциал.

Прорыв в карьере Бриннера произошёл в 1951 году, когда он получил главную роль в бродвейской постановке мюзикла «Король и я» по пьесе Роджерса и Хаммерстайна. Его образ монарха Сиама оказался настолько ярким и харизматичным, что спектакль имел грандиозный успех, а Бриннер мгновенно стал звездой.

За эту роль он получил премию «Тони», а позже — и «Оскар», когда в 1956 году вышла киноверсия мюзикла с его участием. Его взаимодействие с актрисой Деборой Керр стало одним из самых запоминающихся дуэтов в истории американского кино. После мюзикла «Король и я» Бриннер участвовал и в других постановках, но они не были столь успешны — публика шла на них просто, чтобы увидеть харизматичного артиста.

В 1950–1960-е годы он активно снимался в Голливуде. Его дебютом в кино стал проект «Порт Нью-Йорк», снятый в жанре драмы. В этом кино Юл сыграл Пола Викола. Одной из ключевых работ этого периода стал фильм «Десять заповедей» (1956), где он исполнил роль фараона Рамзеса, выступив в паре с Чарлтоном Хестоном, сыгравшим Моисея. Эта библейская драма под режиссурой Сесиля Демилля стала классикой американского эпоса.

Затем последовали роли в таких картинах, как «Анастасия» с Ингрид Бергман, «Соломон и царица Савская» с Джиной Лоллобриджидой, где он также играл величественных и харизматичных лидеров. Его игра в картинах «Анастасия» и «Десять заповедей» была высоко оценена критиками и удостоилась номинаций на «Оскар».

Ещё одним знаковым проектом стала вестерн-драма «Великолепная семёрка», где Бриннер исполнил роль лидера группы ковбоев, защищающих деревню от бандитов. Эта лента стала знаковой в жанре и была признана одним из лучших вестернов своего времени. Его партнёрами по съёмочной площадке стали Стив Маккуин, Чарльз Бронсон и Джеймс Коберн.

После триумфа «Великолепной семёрки» Юл Бриннер получил множество предложений о съёмках, причём роли предлагались самые разнообразные — от Тараса Бульбы до израильского генерала, вдохновлённого образом Моше Даяна. Однако сам актёр с изрядной долей иронии относился к своему успеху и не скрывал, что американское кино ему не по душе. Бриннер также снимался в европейских фильмах, нередко исполняя второстепенные, но запоминающиеся роли — например, в англо-французской военной шпионской драме «Тройной крест» режиссёра Теренса Янга.

Бриннер также проявил себя в научной фантастике. В 1973 году он снялся в фильме «Мир Дикого Запада», где сыграл андроида-ковбоя. Роль машины-убийцы, вдохновлённой его же образом из «Великолепной семёрки», оказалась неожиданно точной и символичной — актёр прекрасно справился с задачей отобразить холод и механистичность робота.

Он не ограничивался только кино и театром. Бриннер много фотографировал и издал книгу фотографий под названием «Bring Forth the Children». Также он выпустил автобиографию, в которой рассказывал о своём пути, взглядах и переживаниях.

Кроме кинематографа, Бриннер продолжал активно работать на театральной сцене. Он неоднократно возвращался к роли короля Сиама — сначала в разных постановках, а затем и в масштабных гастрольных турах по США, Канаде, Австралии и Великобритании. Его преданность этому образу была настолько сильной, что он сыграл короля более 4600 раз за всю карьеру. Последние постановки с его участием проходили уже после того, как он узнал о смертельном диагнозе, и он выходил на сцену, зная, что борется с болезнью.

Юл Бриннер не ограничивал себя актёрской карьерой и пробовал силы в различных сферах творческой деятельности. Ещё в 1940-х годах, после переезда в США, он начал работать на телевидении в качестве режиссёра на канале CBS. Он участвовал в создании ряда телепередач, включая популярные драмы, что стало для него своего рода подготовкой к будущим ролям на сцене и в кино.

Уже после того как его имя стало широко известно, в 1955 году он поставил телеспектакль «Изгнанник» в рамках антологической программы The Alcoa Hour. Этот опыт режиссуры получил положительные отзывы критиков и стал яркой вехой в его профессиональной биографии.

Профессиональное наследие Юла Бриннера — это не только десятки ролей, но и образец преданности профессии, сцене и зрителю. Его вклад в искусство остаётся предметом изучения, восхищения и вдохновения для новых поколений артистов.

Юл Бриннер, Джина Лоллобриджида в фильме «Соломон и царица Савская»

Семья и личная жизнь

Юл Бриннер был женат четыре раза и имел нескольких детей — как родных, так и усыновлённых. Его первой супругой стала актриса Вирджиния Гилмор, с которой он сочетался браком в 1944 году. В этом браке у пары родился сын, Рок Бриннер, ставший впоследствии писателем. Вскоре пара рассталась.

В 1962 году актёр вступил в новый брак с Дорис Клейнер. В этом союзе появилась дочь Виктория, однако и эти семейные узы продлились недолго. Позже Юл усыновил двух вьетнамских девочек совместно со своей третьей женой Жаклин де Круассе. Его последним официальным браком стал союз с балериной Кати Ли, которая была моложе актёра почти на сорок лет.

Вокруг личной жизни Юла Бриннера всегда ходило немало разговоров, и он действительно пользовался вниманием женщин. Одним из самых обсуждаемых эпизодов в его биографии считается роман с легендарной актрисой Марлен Дитрих. По неподтверждённым данным, их связь началась, когда ему было чуть больше двадцати, а ей — за сорок. Говорят, что она сыграла значительную роль в его становлении как мужчины и артиста. Несмотря на отсутствие официальных подтверждений, этот роман упоминается во многих биографических источниках.

Также в разные годы пресса приписывала Бриннеру отношения с другими знаменитыми актрисами, в том числе с Мэрилин Монро и Ингрид Бергман. Совместная работа с Бергман над фильмом «Анастасия» и пересечения с Монро на голливудских мероприятиях породили многочисленные слухи. Однако доказательств длительных и официально подтверждённых связей с этими женщинами нет, и все подобные сведения стоит рассматривать с долей осторожности как часть глянцевой мифологии вокруг личности актёра.

Несмотря на публичность, Бриннер стремился сохранять личную жизнь в тени, особенно в последние годы. Он с теплотой относился к своим детям и часто подчёркивал в интервью, что семья для него была важнейшей опорой в жизни.

Болезнь и смерть

В 1983 году актёру диагностировали рак лёгких — последствие многолетнего курения. Даже после постановки диагноза он продолжал играть на сцене. Юл Биннер вновь и вновь возвращался к своему культовому образу короля Сиама.

Он также стал активным борцом с табакокурением. После того как ему был поставлен страшный диагноз, он создал видеообращение, которое было показано после его смерти. В нём он прямо и без прикрас предупреждал зрителей о смертельной опасности этой вредной привычки, завершив видео словами: «Теперь, когда меня нет, я говорю вам — не курите». Это послание стало мощным символом его гражданской позиции и искренней заботы о жизни других.

Юл Бриннер скончался 10 октября 1985 года в Нью-Йорке. Его уход стал тяжёлой потерей для мирового кино и театра. В память о нём были организованы ретроспективы фильмов, изданы мемуары и фотографии. Даже спустя десятилетия его вклад в искусство остаётся живым и актуальным. Его могила находится во Франции, в стенах королевского аббатства Сен-Мишель де Буа-Обри, расположенного в живописном округе Шинон, департамент Эндр и Луара.