Васильева Екатерина Сергеевна

Автор:

Обновлено: 20.07.2025

Опубликовано: 22.07.2025

Васильева Екатерина Сергеевна

Дата рождения: 19.08.1961

Место рождения: СССР, г. Ленинград

Гражданство: Россия

Семейное положение: Не замужем

Дети: 1 сын

note Информация о персоне

на 20.07.2025

Краткие сведения

Екатерина Васильева — советская и российская актриса театра и кино, лауреат многочисленных театральных наград, народная артистка РСФСР (1986). Родилась и выросла в Москве. За десятилетия она проявила себя как одна из заметных лиц МХАТа и других московских трупп, а в зрелые годы ушла в духовную жизнь, приняв монашеский постриг.

Ранние годы

Васильева Екатерина Сергеевна родилась 15 августа 1945 года в Москве в семье интеллигентов: её отец, Сергей Васильев, был известным поэтом-песенником, автором песен на стихи советских композиторов, а мать, Олимпиада Макаренко, приходилась племянницей знаменитому педагогу Антону Макаренко. С детства Екатерина была окружена атмосферой искусства и творчества. После развода родителей — когда ей было около двенадцати — юная девушка начала помогать матери, подрабатывая на почте. Днём она разносила газеты и письма, а вечером посещала театральную студию.

Природный артистизм и эффектная внешность выделяли Екатерину в любом окружении. Её быстро заметили: в 1962 году, по воспоминаниям современников, она обладала необычайной притягательностью — и именно в этом году поступила во ВГИК. Там она произвела впечатление не только несомненным талантом, но и особой дерзкой манерой поведения — студентка с ярко-рыжими волосами и сигаретой в зубах, которая не боялась в шутках употреблять резкое словцо, сразу стала заметной среди ровесников.

Выбор профессии для актрисы был во многом предопределён атмосферой, в которой Екатерина Васильева росла. Искусство окружало её с самых ранних лет, и театр, казалось, стал для неё естественным продолжением семейной среды. Однако путь к актёрскому мастерству начался не сразу — первоначально Екатерина пробовала себя в других направлениях, пока окончательно не поняла, что сцена — её призвание.

После окончания школы она подала документы сразу в несколько театральных вузов Москвы. Талант и выразительная внешность сделали своё дело: в 1962 году Екатерина поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). Её педагогом стал знаменитый актёр и наставник Владимир Белокуров, у которого был огромный опыт работы в театре и кино.

Именно под его руководством молодая актриса получила не только базовые знания актёрского мастерства, но и начала осознавать тонкости профессии, учась управлять эмоциями и правильно выстраивать характеры своих персонажей. Учёба давалась Екатерине легко, хотя она никогда не считала себя прилежной студенткой.

В атмосфере ВГИКа бурлила настоящая творческая жизнь, и Васильева охотно в неё погружалась. Она выделялась не только яркой внешностью, но и необыкновенным темпераментом — сочетание, которое с самого начала делало её особенной среди других студентов. Эти годы стали для Екатерины временем становления, когда из смелой и артистичной девушки начала формироваться профессиональная актриса.

Именно во время обучения во ВГИКе Васильева получила свои первые предложения для участия в кино. Это позволило ей ещё в студенческие годы попробовать силы перед камерой и открыть для себя специфику кинопроизводства. Благодаря поддержке наставников и собственной настойчивости Екатерина окончила институт в 1967 году. Она вышла из стен ВГИКа уже зрелым творцом, готовым к серьёзной профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность

После окончания ВГИКа Екатерина Васильева сразу заявила о себе как о неординарной актрисе, обладающей мощной харизмой и яркой индивидуальностью. Её первая значимая работа на экране состоялась ещё в студенческие годы, когда она появилась в фильме «На завтрашней улице», снятом режиссёром Фёдором Филипповым. Эта картина стала для начинающей артистки первым серьёзным шагом на пути к признанию, открыв двери в большое кино.

Первое время после выпуска Васильева работала в театре М. Н. Ермоловой. Она участвовала в постановках до 1970 года. Затем она перешла в «Современник», где проработала до 1973 года. Этот театр она покинула ради МХАТа. Годы работы здесь навсегда остались в памяти актрисы как самые яркие в её творческой жизни. И это вполне понятно — тогда труппу МХАТа украшали настоящие звёзды театрального искусства.

Знатоки сцены до сих пор восхищаются её работами в спектаклях «Обвал» и «Вагончик». Но настоящей вершиной мастерства стала роль Клитемнестры в постановке Питера Штайна «Орестея», где актриса продемонстрировала всё своё артистическое мастерство. Позже она прекратила игру в театре ради церкви. Но в этот период окончательного ухода в монастырь не произошло, и Васильева возобновила актёрскую карьеру.

По-настоящему широкую известность Васильева приобрела благодаря ролям в фильмах 1970-х годов, когда советский кинематограф переживал период расцвета. Режиссёры с удовольствием приглашали её как в комедийные, так и в драматические проекты, и актриса с одинаковым блеском справлялась с любыми ролями.

Её фильмография богата яркими работами, среди которых особенно запоминаются даже эпизодические образы. Зрители с теплотой вспоминают её атаманшу Тульчинскую в «Бумбараше» и искромётную роль в комедии «Вас вызывает Таймыр». Особым шармом выделялись воплощённые ею образы современных женщин в таких картинах, как «Не болит голова у дятла», «Спасатель», «Поздние свидания» и «Ключ без права передачи». Однако настоящей вершиной творчества стала роль Эмилии в волшебной сказке «Обыкновенное чудо».

Актриса мастерски исполняла на экране роли сильных, независимых женщин, при этом не лишая их глубины и душевной теплоты. В каждом её персонаже гармонично сочетались властность характера и нежность чувств, что делало героинь Екатерины Васильевой особенно запоминающимися.

Одной из самых заметных работ этого времени стала картина, созданная в жанре музыкальной комедии «Соломенная шляпка» режиссёра Леонида Квинихидзе. Кинолента стала блестящей экранизацией знаменитого водевиля французских драматургов Эжена Лабиша и Марк-Мишеля.

Татьяна Васильева в роли элегантной мадам Анаис Бопертюи и неподражаемый Андрей Миронов, воплотивший образ обаятельного Леонидаса Фадинара, придали картине особую прелесть. Эта кинолента стала выдающимся образцом того, как классическая французская комедия может органично вписаться в советское киноискусство.

Вдохновлённый голливудскими фильмами-катастрофами вроде легендарного «Аэропорта», советский фильм «Экипаж» столкнулся с жёсткой цензурой. В картине Екатерина Васильева воплотила образ Анны, супруги героя Георгия Жжёнова. Советские идеологи считали подобный жанр неприемлемым, но режиссёр Александр Митта нашёл выход — действие катастрофы перенесли в вымышленный африканский город Бидри.

В 1980-е годы Екатерина Сергеевна продолжила активно сниматься в кино. Зрителям она особенно запомнилась по таким фильмам, как «Здравствуйте, я ваша тётя!» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В этих картинах Васильева продемонстрировала редкое сочетание утончённой драматической игры и блестящего комедийного таланта.

Её персонажи, полные внутренней силы и иронии, запомнились аудитории надолго. Особенно ярким стало участие актрисы в «Здравствуйте, я ваша тётя!», где её партнёрами по съёмочной площадке были Александр Калягин и Татьяна Васильева. Их тандем стал настоящим украшением картины и до сих пор вызывает улыбку у зрителей.

Ещё одной знаковой работой стала двухсерийная сказка «Чародеи», снятая на Одесской киностудии. Хотя сценарий создавали братья Стругацкие, фильм не является прямой экранизацией их повести «Понедельник начинается в субботу». Это самостоятельное произведение, где органично переплелись фантастика и комедия. Екатерина Васильева блестяще сыграла Киру Шемаханскую, а её партнёрами по съёмочной площадке стали Александр Абдулов и Александра Яковлева.

Екатерина Васильева в сказке «Чародеи»

Особого признания критиков удостоилась работа актрисы в трагикомической ленте Михаила Козакова «Визит дамы». Режиссёр долго вынашивал эту идею и, заручившись поддержкой друга Игоря Шевцова, создал сценарий. В фильме снялись близкие друзья и коллеги Козакова, а живописные локации для съёмок были выбраны в Таллине.

На протяжении 1990-х годов Васильева продолжала успешно работать как в кино, так и в театре, несмотря на сложный для отечественной культуры период. Её роли всегда отличались выразительностью и неповторимой индивидуальностью. В этот период она приняла участие в съёмках многосерийных проектов исторического жанра «Графиня де Монсоро» и «Королева Марго».

В конце 90-х актриса присоединилась к команде фильма «Кто, если не мы». Уникальную атмосферу картины создал оператор Александр Носовский, использовав особую стилистику: приглушённые цвета и статичные планы подчёркивали мрачную, безысходную атмосферу происходящего. Драматизм повествования усиливался музыкальным сопровождением — композициями Владимира Мартынова и песнями группы «ДДТ».

С начала 2000-х годов Екатерина Сергеевна постепенно сократила количество съёмок, сосредоточив своё внимание на духовной жизни. Однако и в этот период она время от времени возвращалась к работе в театре и кино. Яркой страницей в творческой биографии Екатерины Васильевой стала главная роль в душевной комедии «Приходи на меня посмотреть», где её партнёрами стали Олег Янковский и Ирина Купченко. Актриса блестяще воплотила образ женщины-инвалида, готовой ради счастья дочери пойти на отчаянный шаг, за что была выдвинута на премию «Ника».

Значительным событием 2009 года стала работа в масштабной экранизации «Анны Карениной» от Сергея Соловьёва. Васильевой досталась роль матери Алексея Вронского. Примечательно, что путь картины к зрителю был долгим — режиссёр потратил 15 лет на поиск финансирования, но, после получения необходимых средств, съёмки прошли в рекордные сроки.

Параллельно актриса присоединилась к проекту Тимура Бекмамбетова — фантастическому боевику «Чёрная молния». В этом фильме она составила дуэт с Валерием Золотухиным, сыграв изобретателя уникального летающего автомобиля. Успех картины был настолько значительным, что по её мотивам была создана одноимённая компьютерная игра, воспроизводящая сюжет киноленты.

Талантливая актриса также была задействована в мистической драме «Рубеж», где разделила съёмочную площадку с Павлом Прилучным. В этой картине Екатерина Сергеевна мастерски воплотила образ блокадницы, чьи драматические воспоминания становятся ключом к разгадке для главного героя, исследующего своё родство с воинами Красной армии. Съёмочный процесс проходил в суровых зимних условиях в трёх городах: Подмосковье, Москва и Санкт-Петербург.

Значительным достижением в карьере актрисы стала премия Международного кинофорума «Вместе» 2018 года за блестящее исполнение главной роли в фильме «Аниматор». Её героиня — некогда знаменитая, но ныне забытая актриса с непростым характером, доживающая последние дни в хосписе.

Спустя три года зрители увидели Васильеву в мелодраматическом сериале «Петербургский роман». Актёрский ансамбль дополнили Сергей Чонишвили, Александра Флоринская и Анатолий Кот. Особую атмосферу проекту придали съёмки в реальных локациях Санкт-Петербурга, позволившие зрителям в полной мере ощутить неповторимый дух северной столицы.

Творческая биография Екатерины Васильевой — это история актрисы, которая сумела органично сочетать служение театру, участие в культовых фильмах и внутреннее стремление к духовному поиску. Она оставила заметный след не только в российском кинематографе, но и в театральном искусстве, став примером для многих молодых актёров.

Уже будучи зрелым мастером сцены и экрана, Екатерина Сергеевна оставалась верна своему профессиональному кредо: сниматься и выходить на сцену только в тех проектах, которые наполнены смыслом и по-настоящему важны с точки зрения искусства. Её фильмография насчитывает десятки разноплановых ролей, каждая из которых стала важной частью культурного наследия советского и российского кинематографа.

Екатерина Васильева в фильме «Аниматор»

Екатерина Васильева сейчас

В последние годы Екатерина Васильева всё чаще появляется в новостях не только как актриса, но и как человек, выбравший духовный путь. В 2023 году она приняла участие в телевизионной программе «Малахов», где рассказала о своём духовном пути, объяснив, что пандемия COVID и закрытие спектаклей стали для неё решающим моментом и толчком к монашескому служению. В эфире она подчеркнула, что больше не планирует возвращаться к активной актёрской деятельности, поскольку это «вредно для души».

Также в 2023 году Василиса приняла участие в документальном проекте, освещающем роль Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. В цикле «За веру и Отечество» она выступила как культурный комментатор. В 2024 году вышло документальное интервью-эссе на телеканале «Царьград», где матушка Василиса рассказала о своём опыте как актрисы и монашки. Она упомянула об изменениях в образе жизни и личных испытаниях, таких как операция и отказ от вождения машины.

О деятельности в 2025 году известно, что Василиса подготовила несколько коротких духовных размышлений, записанных для передачи «Православная культура», а также планируется её участие в новом документальном фильме о выдающихся актрисах советской эпохи — к производству проекта подключены Первый канал и Правмир, где ей уже предложили интервью o духовной и профессиональной преемственности.

Екатерина Васильева сегодня — это, прежде всего, монахиня, посвятившая себя духовной жизни, но не утратившая связи с искусством. Участие в документалистике и просветительских проектах говорит о том, что её голос и опыт остаются востребованными и заметными даже вне привычных ролей на сцене и в кино.

Семья и личная жизнь

Личная жизнь актрисы всегда вызывала интерес публики, однако сама актриса предпочитала не афишировать подробности своих отношений. Первый опыт семейной жизни Екатерина Васильева получила в браке с известным режиссёром Сергеем Соловьёвым. Молодым супругам пришлось пережить непростые времена — они постоянно переезжали с одной съёмной квартиры на другую, живя весьма скромно. Несмотря на короткий брак, бывшие супруги сохранили тёплые отношения и взаимное уважение.

Судьбоносная встреча со вторым мужем, драматургом Михаилом Рощиным, произошла в ресторане на вечере, организованном Олегом Ефремовым и Аллой Покровской. Роман развивался стремительно — уже в день знакомства Екатерина увела Михаила из семьи. В этом союзе появился её единственный сын — Дмитрий Рощин.

Как и в первом браке, супруги начинали с аренды жилья. Однако когда их творческий путь увенчался успехом, появились и материальные блага, и собственное жильё. К сожалению, к этому времени чувства между супругами угасли. Тем не менее и этот брак завершился мирно, без публичных ссор и конфликтов.

В августе 2021 года известная актриса приняла монашеский постриг, полностью изменив свою жизнь. Эта сенсационная новость стала достоянием общественности благодаря публикации в телеграм-канале Марии Шукшиной. Бывшая номинантка на престижную премию «Ника» теперь известна как инокиня Василиса. Она проживает и несёт послушание в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре, где посвящает себя служению вере и духовной жизни.

Теги: