Краткие сведения
Валерия Голино — известная итальянская актриса и режиссёр, сумевшая покорить зрителей своим многогранным талантом. Её творческий путь охватывает не только итальянский, но и американский кинематограф, благодаря чему Голино стала международной звездой. Обладая выразительной внешностью и глубоким драматическим даром, она оставила заметный след в мировом кино, успешно сочетая работу перед камерой с режиссёрской карьерой.
Ранние годы
Валерия Голино появилась на свет 22 октября 1965 года в городе Неаполь, расположенном на юге Италии. Валерия выросла в интернациональной семье: её мать, Лалла, занималась живописью и имела греческие корни, а отец, которого звали Доменико Голино, был итальянцем по происхождению и занимался наукой. Такая атмосфера с ранних лет сформировала у девочки широкий культурный кругозор и любовь к искусству.
Когда Валерии было всего три года, её родители приняли решение расстаться. После развода мать увезла дочь в Афины, где они прожили несколько лет. Детство Голино прошло на стыке двух культур — итальянской и греческой, что впоследствии нашло отражение в её актёрской манере. Несмотря на разлуку родителей, она поддерживала отношения с отцом и часто бывала в Неаполе.
В подростковом возрасте Валерия перебралась во Флоренцию, а затем снова вернулась на родину в Италию, чтобы окончательно определиться с жизненными планами. Сначала она мечтала стать врачом, затем заинтересовалась карьерой модели и даже попробовала себя в этом направлении, но судьба подготовила для неё совсем иной путь — завораживающий мир кино.
Хотя Валерия Голино формально не обучалась актёрскому мастерству, её образовательный путь оказался не менее значимым с точки зрения личностного и профессионального становления. До 11 лет она училась в обычной школе в Неаполе и Афинах, однако вскоре болезнь сколиоз поставила под угрозу её дальнейшее развитие.
В возрасте 11 лет ей был установлен металлический стержень в позвоночник, и в течение пяти лет она находилась под наблюдением хирургов. Отправка на лечение в Чикаго стала не только испытанием для здоровья, но и поворотным моментом — именно там Валерия начала овладевать разговорным английским и получила важный опыт жизни за границей.
Ровно в 14 лет, после возвращения в Европу, Голино начала карьеру модели — сначала в Афинах, затем в Милане, Лондоне и ЛосАнджелесе. Модельная деятельность включала участие в телевизионной рекламе (духи, косметика, пиво) и фотосессии купальников и джинсов. Однако уже тогда Валерия ощущала, что эта профессиональная сфера не соответствует её внутренним стремлениям.
К моменту съёмок в её первой картине в 1983 году Голино решила прервать формальную школьную учёбу и полностью посвятить себя кино. Интересно, что изначально она не рассматривала актёрство как карьеру и думала о том, чтобы стать кардиохирургом. Опыт на съёмочной площадке познакомил её с новой жизнью, и она стала серьёзно работать над дикцией, речью и мастерством перевоплощения уже на практике, без формального профильного образования.

Дастин Хоффман, Валерия Голино в фильме «Человек дождя»
Профессиональная деятельность
Валерия Голино впервые заявила о себе как об актрисе в фильме «Шутка судьбы» 1983 года, над постановкой которого работала режиссёр Лина Вертмюллер. Оказалась она в этом фильме случайно. Энцо Голино, дядя Валерии, был известным журналистом, работавшим в популярном еженедельнике L’Espresso. Благодаря своей профессии он вращался в кругах знаменитостей и имел обширные связи в мире медиа.
Произошедшее можно назвать удивительным поворотом судьбы. Когда Лине Вертмюллер, первой женщине-режиссёру, номинированной на «Оскар», понадобилась новая актриса для фильма, она вспомнила о талантливой племяннице своего знакомого. Она лично связалась с Энцо и предложила Валерии прийти на пробы.
Юная актриса блестяще справилась с испытанием, впечатлив прославленного режиссёра своим талантом. В результате Валерия получила роль Адальгисы-Де Андрейис, что стало первым шагом в кинематографе. Её неожиданный дебют привлёк внимание благодаря зрелой игре, несмотря на то, что тогда ей было всего 17 лет. Именно эта роль стала толчком для отказа от модельной карьеры и перехода в кино.
Мечта о съёмках захватила её настолько, что она решилась на радикальный шаг — оставила школу, несмотря на протесты родных, и полностью посвятила себя актёрскому мастерству, начав с основ — занятий по сценической речи. С первых дней своей карьеры Валерия проявила себя как актриса с чётким творческим видением. Она принципиально отказывалась от второстепенных ролей и типичных молодёжных романтических комедий, стремясь к более серьёзным и содержательным проектам.
Её амбиции были высоки — она пробовалась на роли в таких значимых картинах, как «Игла в сердце» и легендарная лента «Имя розы» с самим Шоном Коннери. Однако судьба распорядилась иначе, и в обоих случаях ей пришлось столкнуться с отказами. Но неудачи не заставили юную актрису изменить своим принципам и мечте.
Ранний период карьеры Валерии ознаменовался успешными работами в независимом кино. В 1985 году она блестяще исполнила главные роли в двух картинах — «Мой дорогой сын» и «Маленький огонь». Эти работы не остались незамеченными: актриса была удостоена престижной итальянской премии Globo d’Oro в номинации «Лучший прорыв года».
Однако профессиональное развитие Голино было прервано серьёзным происшествием — она попала в автомобильную аварию. Травмы потребовали длительного восстановления, и актрисе пришлось взять паузу в съёмках, чтобы вернуть здоровье. Этот перерыв позволил актрисе восстановиться и вернуться в мир кино, полной сил и новых планов.
В 1985–1986 годах Голино наконец получила значимую роль, которая способствовала её настоящему прорыву в кино. Драматическая картина Франческо Маселли «История любви» принесла ей «Волпи» за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале в 21 год, наряду с премиями «Золотой Чиа» и «Серебряная лента». Роль домработницы, в центре любовного треугольника с двумя мужчинами, продемонстрировала глубину актёрского диапазона и сделала её одной из самых уважаемых актрис европейского кино.
В конце 1980-х — начале 1990-х Голино отправилась в Голливуд, где участвовала в ряде заметных проектов. Она сыграла романтическую спутницу главного героя в «Человеке дождя» режиссёра Барри Левинсона. Её партнёрами по съёмочной площадке стали Том Круз и Дастин Хоффман. К числу значимых проектов этого периода с её участием можно отнести комедию «Горячие головы!» и вторую её часть — фильмы имели успех у публики. За эти годы Голино демонстрировала умение удерживаться на грани жанров — драматического и комедийного.
Период 1990-х стал для Валерии Голино временем разочарований в карьере. Два крупных проекта — «Красотка» и «Коматозники», вышедшие в 1990 году, — прошли мимо неё, причём обе роли достались её конкурентке Джулии Робертс. Особенно памятным стал кастинг в «Красотку», где режиссёры устроили финальное испытание: обе актрисы должны были пройтись по коридору в идентичных нарядах.
По признанию Голино, она сразу поняла, что победит Робертс — настолько впечатляющей была её естественность и харизма. Примечательно, что перед этим испытанием Джулия проявила редкое благородство, искренне пожелав сопернице успеха. В этот же период актриса отказалась от участия в картинах «Тайный план» и «Правдивая ложь», о чём впоследствии жалела.
Участие в последнем фильме не состоялось из-за её обязательств перед независимым проектом «Убийство петуха», вышедшим в 1996 году. Судьба продолжала преподносить сюрпризы: планировавшийся проект с участием легендарного Джана Марии Волонте так и не увидел свет после его кончины, а режиссёр Питер Дель Монте был вынужден отменить съёмки.
Неприятности продолжились и в начале 1996 года, когда продюсеры отказались финансировать новый фильм Алессандро Д’Алатри, в каст которого уже вошла Валерия. Вернувшись в европейское кино, она продолжила развиваться творчески, работая с такими режиссёрами, как Эммануэль Криалезе («Дыхание», 2002), Паоло Вирзи («Цена человека», 2013 — премия «Давид ди Донателло» за лучший фильм), и Джузеппе Гаудино («Ради тебя», 2015 — снова «Волпи»).
С 2010 года Голино сосредоточилась на режиссуре, демонстрируя грани своего талант за камерой. Она стала автором сценария и сама поставила короткометражный проект «Армандино и музей Мадре». Лента «Милая» 2013 была представлена в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получила специальный приз Экуменического жюри, а также награды «Серебряная лента» и «Золотой Чиа» за лучший дебют.
В 2018 году вышел её следующий фильм «Эйфория», где она анализирует давно нерешённые семейные конфликты между двумя братьями — эта работа была вновь отмечена в Каннах в разделе Un Certain Regard. Успех как режиссёра показал многогранность таланта Валерии, её способность работать не только в разных жанрах, но и в различных форматах, а также позволил выйти за рамки привычного амплуа.
Помимо режиссёрской работы, она продолжала активно сниматься в кино- и телеформатах. В 2019 году она сыграла темпераментную героиню в драме «Портрет девушки в огне», а также была задействована в триллере «Счастливое число 5» совместно с Тони Сервилло. В числе других заметных проектов этого периода с её участием — драматический триллер «Венецианские тайны» 2020 года, где она сыграла со Стефано Аккорси, и «Марсель» 2022 года.

Валерия Голино в фильме «Счастливое число 5»
Валерия Голино сейчас
На сегодняшний день Валерия Голино остаётся востребованной и уважаемой фигурой в мировом кинематографе. Несмотря на то, что в начале 2000-х она была больше сосредоточена на актёрской работе, в последние годы её основное внимание сконцентрировано на режиссуре. Проект «Искусство радости», над которым Валерия работала несколько лет, стал настоящим событием в итальянском и европейском кино.
Экранизация культового романа Голиарды Сапиенца — смелая, многослойная история о судьбе женщины, которая борется за личное счастье в жёстком патриархальном мире начала XX века. Голино выступила в этом проекте как режиссёр, сценарист и исполнительный продюсер. Сериал получил высокие оценки на международных фестивалях, включая Каннский кинофестиваль 2024 года, где он был представлен в отдельной программе.
Параллельно с этим Валерия продолжает сниматься в европейских и итальянских проектах. В 2023 году вышла драма «Лживая взрослая жизнь», где она исполнила главную роль — тёти Виттории. Также актриса приняла участие в драме «Я же говорила. В 2024 году вышла лента «Мария», рассказывающая о легендарной певице Марии Каллас. В биографическом фильме, посвящённом закату карьеры знаменитой оперной певицы, заглавную роль воплотила Анджелина Джоли, а Валерия Голино сыграла её сестру Якинти.
Валерия Голино — пример актрисы, перешедшей от блестящих ролей в Европе и Голливуде к зрелому авторскому кино, где она соединяет драму и социальную ответственность. Её многогранность — от воплощения образов сильных женщин до режиссёрских экспериментов — закрепляет её репутацию как одной из наиболее интересных фигур европейского искусства XXI века.

Валерия Голино в сериале «Лживая взрослая жизнь»
Семья и личная жизнь
Валерия Голино никогда не стремилась афишировать свою личную жизнь, предпочитая говорить о профессиональных достижениях, однако её романы не раз становились предметом обсуждения в прессе. Валерия состояла в отношениях с режиссёром Питером Дель Монте, коллегами по актёрскому цеху Бенисио Дель Торо и Фабрицио Бентивольо.
Наиболее известной стала её многолетняя связь с итальянским актёром и режиссёром Риккардо Скамарчо, с которым она познакомилась в 2005 году. Их отношения длились более десяти лет. Союз считался одним из самых красивых в итальянском кинематографе. Пара нередко появлялась вместе на светских мероприятиях и кинофестивалях. Однако в 2016 году стало известно о расставании — по словам самой актрисы, причиной послужили различия во взглядах на будущее.
С 2019 года актриса и режиссёр встречается с адвокатом Фабио Паломби. Мужчина моложе своей избранницы на 24 года. Детей у Валерии нет, что она всегда объясняла личным выбором, обусловленным стремлением полностью посвятить себя творчеству и развитию как в актёрском, так и в режиссёрском ремесле.
Теги: