Краткие сведения
Рэй Брэдбери — американский фантаст, драматург и литератор, автор огромного количества малых и больших произведений, среди которых наиболее известны «451 градус по Фаренгейту» и «Марсианские хроники». Большая часть его творчества — это сказки, фэнтезийные и мистические истории. Но при этом он входит в когорту тех, кто внёс неоценимый вклад в популяризацию научной фантастики.
Ранние годы
Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в Уокигане, штат Иллинойс, в семье Леонарда и Мари. Родители писателя увлекались киноискусством и привили любовь к кино сыну. Мальчик рос в окружении заботы и внимания со стороны родных, но слишком рано познал горечь утрат от потери близких, что впоследствии отразилось в его творчестве.
Детство Рэя — это сплошная череда трагедий, фантастических происшествий и моментов счастья. На глазах парня умерла от пневмонии младшая сестра, Элизабет, 1926 года рождения, а также любимый дедушка, Сэмюэл Хинкстон. Из рассказов родных Рэй знал, что в 1918 году скончался Сэм — близнец его старшего брата, Леонарда. На момент смерти ему было всего 2 года. Эти потери отложили огромный отпечаток на жизни мальчишки.
Рэй рос впечатлительным ребёнком. Его воображение не знало пределов. В трёхлетнем возрасте он посетил вместе с мамой кино. Киноленты «Затерянный мир» и «Призрак оперы» произвели на него огромное впечатление. Мама читала сыну книжки, и он увлечённо слушал её. Когда Рэй научился читать, ему на глаза попался журнал «Удивительные истории». С этого момента фантастика стала для Брэдбери любимым делом его жизни.
В 1926 году семья переехала в Тусон, Аризона, где парню попался целый ящик с фантастическими историями, которые потрясли молодого человека до глубины души. В этот момент он понял, что должен попробовать сам написать какой-нибудь рассказ. В 1927 году Брэдбери вернулись в Уокиган. Однако в 1929 году наступила эпоха «Великой депрессии». Количество рабочих мест стремительно сокращалось, и Леонард остался безработным.
В 1931 году на обёрточной бумаге Рэй написал своё первое миниатюрное произведение. С 1932 года он уже стабильно писал мистические рассказы, подражая знаменитому По. Произведения этого писателя, как и творчество Берроуза, были главным источником вдохновения для юного Брэдбери. Персонаж марсианской серии Джон Картер стал одним из его любимых героев, и 12-летний Рэй решил написать продолжение книги.
В 1932 году глава семьи принимает решение вернуться в Аризону. Буквально за день до отъезда с Рэем произошло удивительное событие — он посетил карнавал, на котором давал представление иллюзионист по имени Электрико. Мужчина пропустил через себя ток и смотрел на зрителей глазами, сверкающими от молний. Рэй сидел в первом ряду. Артист увидел мальчика, наклонился и сказал, что тому досталась душа его погибшего друга.
В Аризоне семейство прожило примерно год. В 1934 году, так и не найдя стабильной работы, отец решает сменить место жительства и перевозит семью в Лос-Анджелес к родственнику по имени Эйнар. У семьи оставались некоторые сбережения — примерно 40 долларов, которых хватило снять жильё. Здесь Леонарду, наконец, повезло, и он смог устроиться на кабельный завод. Заработок пусть и небольшой, зато постоянный.
Стабильное рабочее место отца позволило семье прочно обосноваться в Калифорнии, где Рэй смог вернуться к обучению в средней школе. Во время учебного процесса он активно участвовал в деятельности местного драматического кружка и мечтал продолжить обучение в этом же направлении. В 1938 году парень окончил школу, но поступить в колледж не смог — не хватало денег. Пришлось устроиться на работу.
Рэй рассчитывал заработать денег и получить высшее образование, но так и не смог. Труд, которым он занимался, был низкооплачиваемым. Отец зарабатывал немного — всего 14 долларов в неделю, поэтому парню пришлось получать образование самостоятельно. Он много читал, пробовал писать короткие произведения. Став успешным, Брэдбери признался, что главным университетом его жизни стала библиотека.
Профессиональная деятельность
Первое произведение Рэй Брэдбери написал в 16 лет. Это был стих, посвящённый Виллу Роджерсу, который опубликовали в газете Уокигана. Но шутить у Брэдбери получалось лучше, чем слагать стихи. Однажды, катаясь по городским улицам на роликовых коньках, парень познакомился с известным комиком Джорджем Бёрнсом и продал ему свою шутку, которую сатирик с удовольствием вставил в радиошоу «Бернс и Аллен».
Но поворотным событием для будущего писателя стал вполне обычный сентябрьский день 1937 года, когда Брэдбери зашёл в книжный магазин и увидел объявление. Оказывается, в Лос-Анджелесе есть Клуб любителей научной фантастики. К этому времени он уже пробовал сочинять рассказы и даже написал продолжение приключений Джона Картера — любимого персонажа марсианского цикла Берроуза.
Не меньший интерес у Брэдбери вызывал цикл о Тарзане. Парень любил рисовать по его мотивам комиксы. С 1938 года Рэй работал уличным торговцем газет. В одном из любительских изданий он опубликовал свой рассказ, на который обратил внимание литературный редактор Форрест Дж. Акерман. Мужчина пригласил его на собрание в кафе «Клифтон», где собирались члены Общества любителей фантастики.
Участие в собраниях позволило познакомиться с несколькими писателями, в том числе и со знаменитым Робертом Хайнлайном. После того как 18-летнего Рэя не взяли в армию из-за близорукости, он с головой окунулся в творчество. Первый рассказ под названием «Дилемма Холлербохена» был опубликован в этом же году. И уже летом 1939 года Акерман профинансировал поездку Брэдбери в Нью-Йорк на Всемирный конгресс фантастов.
В последующие два года журнал «Футурия Фантазия» выпустил четыре номера, автором большей части произведений в которых стал молодой Брэдбери. С этого момента парень начал зарабатывать неплохие деньги за свои произведения, выпуская свыше полсотни рассказов в год, и к 1940 году перестал работать торговцем газет. Кроме того, с 1939 года он присоединился к Гильдии актёров и занялся сочинением пьес.
Первые годы творчества писателя мало чем напоминали работу. Денег не хватало, но в 1946 году у Рэя появился надёжный тыл в лице жены Маргарет, которая много трудилась, чтобы дать возможность мужу сконцентрироваться на творчестве. Первым заметным шагом для карьеры писателя стал сборник рассказов «Темный карнавал», опубликованный в 1947 году, куда вошли его самые лучшие небольшие произведения тех лет.
Читателя рассказы не заинтересовали, и Брэдбери нужно было создать нечто такое, что помогло бы ему привлечь внимание широкой публики и заставить людей раскупать его книги с прилавков книжных магазинов. К 1949 году он подготовил ещё один сборник небольших фантастических произведений и отправился в Нью-Йорк, где рассчитывал найти издателя. На эту дорогу пришлось потратить последние сбережения.
До Нью-Йорка Рэй добирался автобусом — денег на поезд не хватило. Литературному агенту Дону Конгдону он позвонил с телефонного аппарата на автозаправке. Результат поездки оправдал все ожидания, и в 1950 году вышли «Марсианские хроники». Позже по мотивам данных произведений создадут не менее 15 кинопроектов, что делает книгу одной из самых экранизированных фантастик. Да и сам автор всю жизнь считал её своей лучшей работой.
«Хроники» стали безумно популярными и смогли вызвать интерес к фантастике у общественности. Рэю нужно было сохранить повышенное внимание публики к своему творчеству, и он справился с поставленной задачей, опубликовав в 1953 году роман «451 градус по Фаренгейту». Примечательно, что произведение дебютировало на страницах эротического журнала Playboy. Несмотря на популярность, книга пережила немало сложных времён.
Цензоры нашли в произведении ряд моментов, которые не предназначены для детской аудитории, поэтому для школьников выпустили специальное урезанное издание. К 1973 году «взрослая» версия вообще исчезла с полок книжных магазинов, о чем Брэдбери даже не подозревал. Через 7 лет приятель Рэя обратил его внимание на этот факт, и писатель подал жалобу. С 1980 года читателем вновь стал доступен оригинальный вариант.
Книга предсказала появление банкоматов, 3D-принетеров, наушников. Она оказала огромное влияние на мировую культуру. По её мотивам сняли два фильма, выпустили почтовую марку, написали несколько песен. И даже корпорация Google в 2012 году решила создать стандартный протокол HTTP 451, указывающий, что запрашиваемой станицы не существует. После трёх лет совещаний и разработки данная идея воплотилась в жизнь.
На волне успеха Брэдбери продолжал удивлять. Он написал сценарий к фильму «Моби Дик», который вышел на экраны в 1956 году. Бюджет ленты составил 4.5 млрд долларов — по тем временам это огромная сумма. К примеру, сам Брэдбери до выхода «Марсианских хроник» зарабатывал чуть больше 100 долларов в месяц. Фильм получил огромное признание американской и британской аудитории, и был номинирован на несколько наград.
В 1957 году выходит ещё один книжный шедевр Рэя — «Вино из одуванчиков». Роман является, по сути, сборником детских воспоминаний писателя, что немало удивило читателей, которые воспринимали Брэдбери исключительно как фантаста. После публикации книги автор на 2 года исчез из виду и в 1959 году вновь заявил о себе, выпустив сборник «Лекарство от меланхолии», в котором основной акцент сделан на психологии людей.
В 1962 году выходит очередной роман Брэдбери — «Надвигается беда», в основу сюжета которого лёг рассказ «Чертово колесо», написанный автором чуть ранее. Книга поставила точку в истории, раскрытой Рэем в предыдущем романе «Вино из одуванчиков». В нём автор придаёт огромное значение человеческим мироощущениям. Также в романе присутствуют ряд фантастических деталей и лёгкий мистицизм.
Следующего романа поклонникам творчества фантаста пришлось ждать долгих 23 года. За это время Брэдбери написал три сборника рассказов, которые по-прежнему являлись для автора любимым способом изложения собственных мыслей. Некоторые из этих коротких произведений были адаптированы под комиксы. Кроме того, Рэй стал консультантом Студенческого киноинститута Лос-Анджелеса и выпустил огромное количество эссе.
В 1972 году Брэдбери опубликовал повесть «Канун всех святых», изначально задуманную, как сценарий к фильму. В 1980 году был переиздан рассказ «И грянул гром» от 1952 года, в котором автор описал «эффект бабочки», вошедший в основу множества будущих произведений и фильмов. Параллельно писатель занимался драматургией, сотрудничая с различными театральными группами и выпустил сборник «Воспоминания об убийстве» в 1982 году.
В 1985 году вышел долгожданный роман «Смерть дело одинокое». Книга примечательна тем, что в ней ни разу не упоминается имя главного персонажа. К тому же она написана в нехарактерном для автора жанре детектив. В основу романа легли личные впечатления литератора от жизни на калифорнийском побережье. Именно жители данного региона и стали прототипами героев этой детективной истории.
В этом же году автор написал сценарий к проекту «Театр Рэя Брэдбери», который транслировался вплоть до 1992 года. В перерывах между участием в съёмках, написанием пьес и рассказов писатель работал над следующим романом. Эта работа растянулась на 5 лет. «Кладбище для безумцев» вышло в 1990 году и стало продолжением книги «Смерть — дело одинокое». В этом произведении все герои — это прототипы реальных людей.
Уже спустя 2 года Брэдбери радует поклонников своим седьмым романом «Зеленые тени, Белый кит», который стал своего рода данью уважения к людям, сыгравшим огромную роль в его жизни. В основу сюжета лёг «Ирландский цикл», состоящий из 13 коротких произведений. По мнению критиков, книга получилась неоднозначной. Многие посчитали, что она недотягивает до того уровня, который присущ предыдущим творениям автора.
В 1998 году Рэй пишет сценарий для фантастической кинокомедии «Чудесный костюм-мороженое», которая впоследствии получила множество перевоплощений в виде пьес, мюзиклов, драм. Она имела низкий бюджет и сразу вышла на видеоносителе, минуя кинопоказ. Сценарист назвал её своей лучшей киноработой. И действительно, лента была номинирована по нескольким категориям и получила премию «За лучшую режиссуру».
В 2001 году вышел роман «Из праха восставшие». Портреты персонажей Рэй писал со своих родственников. Брать в качестве прототипа героев реальных людей — характерная черта для творчества Брэдбери, и эта книга не стала исключением. Именно в ней появился тот самый швед-эмигрант дядюшка Эйнар, который приютил у себя семейство Брэдбери в далёкие 1930-е годы во времена «Великой депрессии».
И уже на следующий год автор вновь радует поклонников своей новой работой под названием «Давайте все убьём Констанцию». Главная героиня — актриса преклонных лет, способная опережать людей на один шаг. Она передала рассказчику список. Позже люди, перечисленные в нём, начали погибать. Писатель предлагает читателю разгадать главную тайну романа — виновна ли пожилая дама во всех этих смертях.
Последний роман писателя вышел в 2006 году. Книга «Лето, прощай!» стала третьей в цикле о детстве писателя, состоящим из романов «Вино из одуванчиков» и «Надвигается беда». Примечательно, что в издании изначально не хотели брать к печати такой объём страниц. По словам самого Рэя, это произведение было написано гораздо раньше, но долго пылилось на полках. Писатель хотел, чтобы оно «дозрело» для читателя.
Произведениям Брэдбери свойственны мистический реализм и глубокие философские рассуждения. Он видел мир по-особому и свои взгляды переложил на бумагу, на страницы притч, сказок и романов в качестве предупреждения всему человечеству о тех рисках, с которыми нам предстоит столкнуться. Писатель не просто рассказывал о будущем — он о нём предупреждал, давая всем нам возможность осмыслить те события и предотвратить.
Семья и личная жизнь
В 1946 году Рэй Брэдбери познакомился с 24-летней сотрудницей книжного магазина, Маргарет МакКлюр. Молодые люди вступили в брак через год и прожили вместе 55 лет вплоть до смерти женщины в 2002 году. В 1949 году у пары родился первенец. Девочку назвали Сьюзан. Позже на свет появились ещё три дочери — Рамона, Беттина, которая впоследствии напишет сценарий к знаменитому сериалу «Санта-Барбара», и Александра.
Болезнь и смерть
В 1999 году здоровье писателя резко ухудшилось после перенесённого инсульта. Частичный паралич вынудил его пересесть в инвалидное кресло. Однако Рэй Брэдбери продолжал писать до самой смерти и иногда даже посещал литературные мероприятия. Однако продолжительная болезнь серьёзно подточила здоровье, и 5 июня 2012 года писателя не стало. Его похоронили в Калифорнии на территории Мемориального парка Вествуд.
«Живи вечно» — таким было прощальное напутствие иллюзиониста Электрико в далёком 1934 году. Сам Рэй хотел прожить чуть поменьше — всего лишь 100 лет. Брэдбери так и не исполнил собственную мечту, умерев на 93 году жизни, зато он воплотил в жизнь завет иллюзиониста, создав поистине бессмертные произведения. Именно поэтому на скромном надгробии писателя нет даты смерти. Только год его рождения!
Теги: