Кузнецов Анатолий Борисович

Автор:

Обновлено: 25.06.2025

Опубликовано: 26.06.2025

Кузнецов Анатолий Борисович

Дата рождения: 31.12.1930

Место рождения: Россия, г. Москва

Гражданство: Россия

Семейное положение: Был женат

Дети: 1 дочь

note Информация о персоне

на 25.06.2025

Краткие сведения

Анатолий Кузнецов — советско-российский актёр, получивший широкую известность среди отечественного зрителя за роль в ленте «Белое солнце пустыни». Актёрскую карьеру начал в 1955 году и в 1979 году был удостоен звания Народного артиста РСФСР. Сыграл свыше ста актёрских ролей, принимал участие в озвучке мультфильмов и продублировал более трёх десятков зарубежных фильмов.

Ранние годы

Кузнецов Анатолий Борисович родился 31 декабря 1930 года в творческой семье. На момент его рождения родители проживали в Москве. Отец, Борис Сергеевич, выступал в качестве бас-вокалиста в составе джаз-ансамбля Виктора Кнушевицкого, исполнял вокальные партии на сцене Большого театра. Мама будущего артиста, Евдокия Давыдовна, посвятила свою жизнь домашнему хозяйству, но обладала красивым голосом и обожала петь.

Первые детские годы Анатолия прошли в столичной коммунальной квартире на Соколиной горе. Супруги с детства прививали сыну любовь к музыке и мечтали, чтобы он пошёл по их стопам. Уже с ранних лет ребёнок научился играть на фортепиано и начал петь. Родители не задумываясь отправили Толю в одно из самых престижных учреждений для детей тех лет — в Центральную детскую музыкальную школу.

Отец держал под контролем учебный прогресс сына, записывая в тетрадь каждый освоенный им звукоряд. Так продолжалось до начала Великой Отечественной войны, которая застала Кузнецовых во время поездки к родне в Запорожье. Мать решила срочно возвращаться домой, однако все вагоны были забиты военными. Поезда занимались переброской войск, и Толиному дяде с трудом удалось выбить место для сестры и племянника в товарнике.

По дороге поезд попал под авианалет, и Кузнецовы едва не погибли. Два месяца им потребовалось, чтобы добраться до Москвы, но домой они так и не попали — отец, встретив жену и сына на вокзале, первым же эвакуационным поездом отправил их в Куйбышевскую область. Беженцы нашли приют в деревне Кинель-Черкассы. Здесь Толя проводил много времени на реке со сверстниками и вязал с мамой варежки для фронта.

В 1943 году, когда фронт откатился на запад, Кузнецовы вернулись в столицу. Всё это время Толя не прекращал заниматься вокалом, очень любил исполнять народные песни и русские романсы. По возвращению домой он отправился доучиваться в школу и в 1948 году получил аттестат о среднем образовании. Вопрос о дальнейшем выборе профессии перед Анатолием не стоял — он твёрдо решил связать свою жизнь с искусством.

Сразу после школы Кузнецов поступил в музыкальную школу имени Ипполитова-Иванова. Обучался вокалу, причём платно — за годовое обучение сына родителям приходилось платить из собственного кармана по 500 рублей. Благо, к тому времени отец неплохо зарабатывал и мог позволить себе подобные растраты. Учёба Толе давалась легко, однако преподавательница посчитала, что его вокальные данные идеально подходят для театра.

Кузнецов прислушался к советам профессионала, тем более его двоюродный брат, Михаил, уже делал определённые успехи на театральной сцене. В 1951 году Анатолий поступил в Школу-студию имени Немирова-Данченко. Что примечательно, парень параллельно подал документы и в знаменитую «Щуку», где также успешно прошёл отбор, но, прислушавшись к мнению кузена, выбрал Школу-студию МХАТ, которую и окончил в 1955 году.

Анатолий Кузнецов, Савелий Крамаров в фильме «Друг мой, Колька!..»

Профессиональная деятельность

Первые шаги на сцене Анатолий Кузнецов сделал ещё в студенческие годы. Все преподаватели отмечали его огромный талант, при этом сам начинающий актёр получил репутацию очень застенчивого человека. В 1954 году Кузнецова пригласили на роль в фильме «Опасные тропы», который моментально вошёл в топ-10 лидеров советского кинопроката. Первая и одновременно главная роль Анатолия имела оглушительный успех.

После успешного дебюта на экране в 1955 году Анатолий получил сразу две роли. В музыкальной комедийной ленте «Гость с Кубани» он сыграл главного персонажа. Комедия «За витриной универмага» была встречена критиками неоднозначно. Ряд специалистов не увидели в ней ничего смешного. Кроме того, было отмечено, что режиссура сильно отстаёт от драматургии, которая, к слову, тоже не на высоте.

На карьере актёра критика последней работы не отразилась. В те времена выпускник театрального училища должен был в течение следующих трёх лет отработать в театре, причём по распределению, но Кузнецова начали активно привлекать к киносъёмкам. В период 1956–1957 годов. Анатолий снялся в трёх кинопроектах и в каждом из них получил главную роль — подобной чести удостоились лишь немногие актёры.

В 1958 году, параллельно с киносъёмками, Анатолий начал играть на подмостках Театра-студии киноактёров. Одновременно с этим снялся на первых ролях в военной ленте «На дорогах войны». В 1959 году впервые выехал за границу, где поучаствовал в работе над советско-албанским кинопроектом «Фуртуна». Примечательно, что на роль массовки в нём были приглашены албанские военнослужащие и советские моряки-черноморцы.

После работы в череде малоизвестных проектах Кузнецов получил главную роль в ленте «Друг мой, Колька!», вышедшей на экраны в 1961 году. На съёмочной площадке он познакомился с Александром Миттой. Оба актёра на всю жизнь остались друзьями. Затем последовали съёмки в двух короткометражках и фильме «Остров Ольховый». В этом и последующих картинах вплоть до 1967 года актёр играл исключительно положительных персонажей.

В 1967 году стартовал показ ленты «Бабье царство», в которой Кузнецов отошёл от амплуа положительного героя, войдя в образ фронтовика, с гордостью рассказывающего, как он насиловал немок. Фильм вошёл в топ-4 самых кассовых лент тех лет. Но вскоре актёр вернулся к положительным ролям, причём в течение следующих двух лет играл исключительно военных в кинофильмах «Весна на Одере», «Встреча на рассвете» и «Освобождение».

После этого начались долгие и трудные съёмки культовой советской ленты «Белое солнце пустыни», роль в которой стала для Кузнецова самой значимой в карьере. Анатолия утвердили на роль товарища Сухова сразу, но за две недели до начала съёмок актёр сломал ногу. К этим бедам прибавилась нелюбовь местных жителей, которые частенько затевали драки с членами съёмочной группы.

Кинодеятелям пришлось поселиться в казарме местного гарнизона и на собственном опыте ощутить все тяготы и лишения воинской службы в приграничных частях. Днём на улице стояла невыносимая жара, а ночью холод. Планировалось набрать на роль жён Абдулы местных актрис, но те не согласились. И тогда к съёмочному процессу начали привлекать всех желающих женщин, начиная от продавщиц и заканчивая журналистками.

Анатолий Кузнецов в фильме «Белое солнце пустыни»

Затраченные усилия вполне оправдались, хотя изначально фильм был признан «идеологически неправильным». Пришлось вносить в сюжет массу изменений. В итоге товарищ Сухов стал одним из самых цитируемых персонажей советского кинематографа. Хотя сам Кузнецов до конца дней считал, что его герой слишком переоценён. В его карьере была масса более колоритных, по мнению актёра, образов, но народ запомнил именно Сухова.

Следующие два года Кузнецов снимался за рубежом: дважды в советско-германских проектах — «Мой нулевой час» и «На пути к Ленину», в одном советско-болгарском — «Украденный поезд», и в советско-египетском — «Люди на Ниле». Затем вернулся к военным ролям. В 1972 году вышел один из лучших советских фильмов о войне «Горячий снег», который посмотрели в кинотеатрах СССР и Польши свыше 23 млн человек.

В 1973 году Кузнецов получает звание заслуженного артиста РСФСР и отправляется в Болгарию на съёмки фильма «Как песня». Он появился в фильме «Жизнь на грешной земле», и на 3 года исчез из поля зрения. В 1976 году Анатолий вновь уехал в командировку. На этот раз в Югославию, где принял участие в работе над лентой «Единственная дорога». Во время съёмок ленты был впервые применён новаторский универсальный формат кадров.

Период 1976–1977 годов стал для актёра одним из самых продуктивных. Он постоянно снимался, практически поселившись на съёмочной площадке. Среди его работ этих лет следует отметить болгарскую ленту «Братушка», которая вошла в Золотой кинофонд Болгарии, а также чехословацкий фильм «Один сребреник». Критики обратили внимание на удачный подбор актёров и высоко оценили работу всего актёрского состава.

В отечественном прокате в эти годы особо отметился фильм «В зоне особого внимания», один из персонажей которого позже попал в игру S.T.A.L.K.E. R. Лента выиграла Госпремию и забрала приз фестиваля молодых кинематографистов. Картину снимали в нескольких местах Литовской ССР, в Витебске и Москве. При этом огромное количество материала пришлось вырезать — цензоры не пропустили по соображениям секретности.

Кузнецову предлагали много ролей. В основном военных или парторгов. Образ Сухова стал для актёра приговором. Исключение составляют лента «Дети как дети», вышедшая в 1978 году, и выигравшая главный приз чехословацкого фестиваля «Злата Прага», а также «Родное дело» от 1979 года. В обеих работах Анатолий сыграл второстепенных персонажей. В этом же году актёр получил звание народного артиста.

Отказавшись от роли в фильме Рязанова «Гараж», Кузнецов направился в Прагу, чтобы сыграть главную роль в ленте «Гордубал». Фильм вышел на экраны в 1980 году. Затем последовали роли в привычном для актёра амплуа: в трёхсерийной ленте «Частное лицо» он сыграл высокопоставленного сотрудника милиции, а в остросюжетном фильме «Ответный ход», вышедшем в 1981 году — начальника контрразведки.

Ещё одной значимой в карьере актёра работой стала роль в боевике «Случай в квадрате 36–80» от 1982 году. Советские критики встретили ленту хорошими отзывами. В первую очередь были отмечены стремление режиссёра к подлинности и напряжённость, сохраняющаяся на протяжении всего сюжета. На следующий год актёр появился перед поклонниками в фантастической киноленте «Комета», сценарий к которой написал Кир Булычёв.

В этом же году Кузнецов вернулся на экраны в роли товарища Сухова в фильме «Приключения Петрова и Васечкина». Актёр сыграл в нём лишь эпизодическую роль, но сам кинофильм имел большой успех внутри страны и не только — впоследствии он собрал большое количество наград, в том числе на фестивалях в Чехословакии и Испании. Лента стала дебютной работой для известного хореографа Егора Дружинина.

В 1985 году на экраны выходит военная эпопея «Битва за Москву». В её съёмках участвовали немецкие, чехословацкие и вьетнамские специалисты. События в Японии, предшествующие началу войны, снимали во Вьетнаме. Кузнецову досталась очень незначительная роль офицера. Его имени даже в титрах нет, но сама кинокартина получилась очень эпичной и вошла в Золотой фонд советского кинематографа.

В этом же году Анатолий поучаствовал в советско-болгарском проекте «Берега в тумане», рассказывающем о судьбе сбежавших из Советской России белогвардейцев. После этой работы актёр надолго оставил военные роли. Он играл депутата, содержателя ночлежки, председателя колхоза, министра, сотрудников правоохранительных органов в фильмах «Динозавры XX века» и «Ключ» 1990 и 1992 года выпуска соответственно.

В 1990-х годах актёрская деятельность Кузнецова пошла на спад. Причина не в снижении его популярности, а в возрасте и болезни. Одними из самых запоминающихся его работ стали «Стамбульский транзит» 1993 года. Эту работу кинокритики на странице журнала «Вестник» назвали весьма компетентной, а игру актёров — «точной». Однако было отмечено, что в детективной линии сюжета, увы, нет ничего нового.

К значимым работам Кузнецова за этот период времени следует отнести телесериал «На углу, у Патриарших», ставший одним из самых популярных криминальных кинороманов в постсоветской России. Критики очень тепло отозвались о четырёхсерийной картине. Специалисты особо отметили Кузнецова, сыгравшего главного персонажа «грамотно и талантливо». Фильм занял третью строчку по популярности среди криминальных кинопроектов.

Последним проектом эпохи 1990-х годов стал фильм «Райское яблочко», вышедший на экраны в 1998 году. Новое тысячелетие началось для актёра со съёмок в популярном сериале «Остановка по требованию 2», который начал транслироваться на телевидении в 2001 году. Критики назвали работу «новым примером отечественного служебного романа». Затем последовала череда работ, в которых Кузнецов вновь играет высокопоставленных военных лиц.

В 2005 году выходит на экраны фильм «Турецкий гамбит». Фильм был номинирован на множество отечественных наград и выиграл три приза «Золотой орел». Кузнецов в этой ленте сыграл уже привычную для поклонников роль генерала. В этом же году он появился в ленте «День победы» — низкобюджетном проекте, который не сыскал популярности среди отечественного зрителя. Любители военного жанра и вовсе раскритиковали картину.

Комедию «Никто не знает про секс», вышедшую в 2006 году, критики восприняли неоднозначно. Одни назвали её «сумбурным зрелищем», другие — «смешной и молодёжной, но не претендующей на художественную ценность». Помимо этого, Кузнецов снялся ещё в трёх кинопроектах, среди которых стоит отметить телесериал «Заколдованный участок» с огромным количеством звёздных имён отечественного кинематографа в титрах.

Анатолий Борисович продолжал сниматься на протяжении следующих 6 лет, пока в 2012 году не слёг на больничную койку. Все эти годы он активно работал, но его последние работы остались для большинства зрителей неизвестными. Лебединой песней для актёра стала съёмка в детективе «Мосгаз», открывающем большой цикл о майоре Черкасове. В нём он сыграл друга главного персонажа.

Помимо съёмок в кино и игры на сцене театра Кузнецов занимался озвучкой мультфильмов. Мало кто знает, что именно его голосом говорит отец дяди Фёдора в мультипликационном цикле о Простоквашино. Он также подарил свой голос милиционеру из мультфильма «Чебурашка» и участвовал в дубляже известных иностранных фильмов: «Секретное оружие», «Золото Маккенны», «Клеопатра», «Легенда о динозаврах» и многих других.

Кузнецов стал одной из знаковых фигур отечественного кинематографа, за что и был награждён в 1992 году. Орденом Почёта. В 1998 году ему вручили государственную премию. Двумя годами позже правительство РФ отметило колоссальный вклад Анатолия Борисовича в развитие культуры и наградило его орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, а в 2010 году вручило Орден Дружбы.

Анатолий Кузнецов, Ольга Остроумова в фильме «Уснувший пассажир»

 

Семья и личная жизнь

Во время учёбы в студии Анатолий Кузнецов пришёл в гости к сокурснице, где и познакомился с Александрой Ляпидевской, на тот момент осваивающей профессию режиссёра. Эта встреча превратилась в любовь длиною в жизнь. Влюблённые сошлись, а позже по настоянию родителей скрепили свои отношения узами брака, но рожать детей не спешили. И лишь в 1974 году у них родился долгожданный и единственный ребёнок — дочь Ирина.

Анатолий Кузнецов с женой

Болезнь и смерть

В 1995 году Анатолий Кузнецов перенёс сердечный приступ. Операция прошла успешно, и Кузнецов на долгие годы забыл о проблемах со здоровьем. Однако в 2012 году врачи диагностировали у него рак. Химиотерапия не помогла. Анатолий Борисович мучился болями, практически ничего не ел и страдал бессонницей. Однако позже выяснилось, что врачи ошиблись и приняли обычный полип за злокачественную опухоль. Эта ошибка стала роковой.

Агрессивное лечение химией серьёзно надорвало организм актёра и практически уничтожило его иммунную систему. 7 марта 2014 года, находясь на лечении в больнице, Кузнецов поблагодарил жену за прожитые годы и попросил её оплатить коммунальные услуги. Когда Александра ушла, он покончил жизнь самоубийством, приняв чрезмерную дозу препарата микардис. Похороны артиста прошли на Новодевичьем кладбище.

Теги: