Краткие сведения
Кларк Гейбл — выдающийся американский актёр, получивший прозвище «Король Голливуда». Его карьера охватывала более трёх десятилетий, в течение которых он снялся в более чем 60 фильмах, включая такие культовые картины, как «Унесённые ветром» и «Это случилось однажды ночью». Гейбл стал символом мужественности и обаяния в эпоху золотого века Голливуда. Он играл с самыми известными и обаятельными актрисами своего времени, неоднократно номинировался на получение престижных премий и становился обладателем значимых наград в индустрии кино.
Ранние годы
Уильям Кларк Гейбл родился 1 февраля 1901 года в городе Кадис, штат Огайо. Он появился на свет в семье Уильяма Генри Гейбла, бурильщика нефтяных скважин, и Аделины Гершельман. Мальчик был крещён в католической церкви. Кларк был единственным ребёнком в семье. Его мать скончалась, когда ему было десять месяцев, после чего отец отправил его жить к тёте и дяде в Пенсильванию. В возрасте двух лет отец забрал его обратно в Кадис.
В апреле 1903 года отец будущего актёра вновь вступил в брак. Мачеха уделяла особое внимание воспитанию своего высокого и немного замкнутого пасынка, заботясь о его внешнем виде и благовоспитанности. Обладая музыкальными способностями, она обучала его игре на фортепиано.
По прошествии времени молодой Гейбл открыл для себя мир духовых инструментов и в свои тринадцать лет стал единственным представителем мужского пола в городском оркестре Hopedale Men’s. Помимо музыки, у него проявился интерес к механике — вместе с отцом он увлекался починкой автомобилей. Отец, как истинный мужчина, стремился привить сыну традиционные мужские занятия: охоту и работу, требующую физической силы. Не менее важной частью интересов Кларка была литература. Особенно его привлекало творчество Шекспира, и он с удовольствием читал его сонеты в кругу близких друзей.
Гейбл бросил школу в 16 лет и устроился на работу на шинный завод в Акроне, штат Огайо. Однажды, посмотрев театральную постановку, он был настолько впечатлён, что решил стать актёром. Он начал с неоплачиваемой работы в театральной труппе, но после смерти мачехи в 1919 году вернулся к отцу, чтобы помочь ему в нефтяных разработках в Оклахоме.
Через три года он присоединился к гастролирующей театральной труппе, которая вскоре обанкротилась, оставив его без средств в Монтане. Гейбл добрался до Орегона, где стал работать в Pacific Telephone, а по вечерам брать уроки драматического искусства. Вскоре он встретил Джозефину Диллон — театрального менеджера и бывшую актрису, которая стала его наставником, кардинально изменив его жизнь.
Знакомство Кларка с богатой светской дамой произошло случайно: работая в ремонтной мастерской напротив её дома, он починил ей телефон. Харизматичный юноша очаровал женщину, несмотря на 17-летнюю разницу в возрасте. Разглядев в нём актёрский потенциал, она взялась за его преображение: оплатила услуги стоматологов для исправления улыбки, отвела к стилисту.
Взяв на себя обязанности тренера, она помогла набрать мышечную массу и занялась его обучением у педагогов сценического искусства и логопедов. После двух лет обучения и подготовки Диллон решила, что Гейбл готов к съёмкам в кино. Они поженились и в 1924 году переехали в Лос-Анджелес.

Кларк Гейбл в фильме «Мятеж на Баунти»
Профессиональная деятельность
Кларк Гейбл начал путь в киноиндустрии начался со съёмок в массовках и эпизодах малобюджетных немых фильмов. Отсутствие серьёзных ролей побудило его вернуться на театральную сцену. Он выступал в Хьюстоне, где стал кумиром местной театральной публики, и Нью-Йорке. После впечатляющей игры в пьесе «Последняя миля» ему предложили сотрудничество с «Пате» — французской кинокомпанией. Это сотрудничество было недолгим, и вскоре актёр стал работать в Warner Bros.
В 1931 году он вернулся в Голливуд и подписал контракт с киностудией MGM, что стало решающим поворотом в его судьбе. Он начал получать роли в значимых проектах студии, которая быстро разглядела в нём звезду. Одной из заметных лент стала «Тайная шестёрка», где Гейбл исполнил роль брутального антагониста. Несмотря на то, что поначалу он воплощал образы второстепенных персонажей, зрители отмечали его харизму и мощную экранную энергетику. Позже его стали приглашать и на главные роли. Особенно запомнились его герои в таких фильмах, как «Танцуйте, дураки, танцуйте» и «Смеющиеся грешники».
Настоящий прорыв произошёл после драмы «Вольная душа», в которой Гейбл воплотил харизматичного гангстера. Хотя это был отрицательный персонаж, его мужественная подача и экранная сила буквально заворожили публику. После этой роли стало ясно, что Гейбл больше не будет воплощать второстепенные образы. Он получил множество писем от поклонников, что не осталось незамеченным студией. The Hollywood Reporter отметил, что на экране появилась новая звезда, способная затмить всех остальных, и подчеркнул редкий по силе отклик аудитории на появление Кларка Гейбла.
Вслед за этим последовали ещё несколько успешных картин, где он блистал в образах сильных, решительных мужчин. Постепенно Гейбл стал олицетворением идеала настоящего американца в кино 1930-х годов. Его часто ставили в пары с такими актрисами, как Джоан Кроуфорд и Джин Харлоу — эти союзы оказались очень успешными в кассовом плане. Особенно ярко публика приняла его дуэт с Харлоу в фильмах «Красная пыль» и «Моря Китая».
В 1934 году Гейбл получил роль, которая изменила его карьеру навсегда. Речь идёт о комедийной ленте «Это случилось однажды ночью», поставленной Фрэнком Капрой. До участия в этой картине Кларк играл преимущественно негодяев и мерзавцев, пусть и обаятельных. А в «Однажды ночью» ему необходимо было воплотить положительный образ — смелого репортёра Питера. Главную женскую роль сыграла Клодетт Кольбер.
Изначально съёмки в этом фильме позиционировались как «наказание» от студии — боссам не понравились капризы артиста, который стал отказываться от приевшихся ролей злодеев. Работа над картиной шла на небольшой малоизвестной студии, и актёрам не стоило ждать большого гонорара. Но в результате участие в ленте принесло Гейблу первый и единственный в жизни «Оскар». Фильм также стал своеобразным рекордсменом. Он первым в истории завоевал главные пять наград Американской киноакадемии, включая лучший фильм и лучшую мужскую роль.
Следующим значительным этапом стал фильм «Мятеж на „Баунти“», где он сыграл капитана Флетчера Кристиана. Работа получила множество наград и номинаций и ещё больше укрепила статус Гейбла как одной из ведущих звёзд Голливуда. Он стал символом мужественности, благородства и внутренней силы, любимцем женщин и объектом подражания среди мужчин.
Вершиной его карьеры стала роль Ретта Батлера в экранизации романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» в 1939 году, где его партнёршей стала Вивьен Ли. Образ ироничного, страстного и в то же время уязвимого героя принёс ему невероятную популярность и всемирное признание. Несмотря на то, что он сам скептически относился к проекту на старте, итоговый результат оказался триумфальным. Лента получила рекордное количество премий «Оскар» и до сих пор считается одним из самых значительных достижений в истории кинематографа.
Несмотря на первоначальное нежелание Гейбла сниматься в этом проекте, именно участие в экранизации «Унесённых ветром» принесло ему культовый статус. По одной из версий, идею примерить на себя образ Ретта Батлера подала актриса Кэрол Ломбард, подарив ему экземпляр романа. Однако, как утверждают источники, Гейбл, так и не открыл книгу.
Любопытно, что изначально Селзник делал ставку на Гэри Купера, который от роли отказался, саркастически заметив: «Фильм обречён на провал. Пусть лучше это будет не моя неудача, а Гейбла». Тогда Дэвид О. Селзник решил, что с ролью блестяще справится Гейбл, но тот был связан контрактом с MGM. Чтобы заполучить актёра, продюсеру пришлось договариваться со студией и «одалживать» звезду на время съёмок.
Гейбл, несмотря на внешнюю уверенность, боялся не оправдать завышенных ожиданий публики. Позже он признался: «Думаю, теперь я понимаю, как чувствует себя муха, угодившая в паутину». Тем не менее его исполнение принесло ему номинацию на «Оскар», а фраза «Честно говоря, моя дорогая, мне плевать» стала одной из самых цитируемых в истории мирового кино.
На съёмочной площадке Гейбл пользовался уважением. Он легко находил общий язык с коллегами, особенно с Хэтти Макдэниел, с которой его связывала крепкая дружба. Известно, что в одной из сцен он тайком подменил реквизитный напиток на настоящий алкоголь, чтобы рассмешить её. А когда Гейбл заметил на студии таблички с расистскими надписями «Белые» и «Цветные», он позвонил режиссёру Виктору Флемингу и предупредил, что если не уберут эти знаки, Ретта Батлера не будет. Таблички немедленно сняли.
Позже, когда стало известно, что чернокожим актрисам Макдэниел и Баттерфлай МакКуин запретили участвовать на премьере в Атланте, Гейбл был готов бойкотировать показ. Но всё же появился, уступив уговорам Макдэниел, которая лично попросила его прийти. Съёмки давались непросто. В сцене, где Ретт, убитый горем, узнаёт, что Скарлетт потеряла второго ребёнка, Гейбл отказывался плакать — он считал, что мужчина не должен показывать таких эмоций.
Даже режиссёру долго не удавалось сломить его сопротивление. В конце концов, актриса Оливия де Хэвилленд, воплотившая образ Мелани, подошла к нему и тихо сказала: «Ты справишься. Я верю в тебя. Ты будешь великолепен». И он действительно справился — на съёмочной площадке все стали свидетелями редкого для Гейбла момента: слёзы на его глазах были настоящими.
Образ Ретта Батлера частично вдохновлён характером самого Виктора Флеминга — жёсткого, но харизматичного. Возможно, именно поэтому роль далась Гейблу так непросто. Но она стала поворотной в его карьере. Сам актёр с иронией признавался: «Каждый раз, когда обо мне начинали забывать, выходило переиздание „Унесённых ветром“, и я снова становился звездой».
Во время Второй мировой войны Гейбл поступил на военную службу. Он записался в Военно-воздушные силы США после трагической гибели своей жены, актрисы Кэрол Ломбард, в авиакатастрофе. В рамках службы он не только прошёл боевую подготовку, но и участвовал в реальных боевых вылетах над Европой. Кроме этого, он снял документальный фильм о бомбардировочной авиации — «Боевой американец», который использовался в целях пропаганды и моральной поддержки.
После войны он вернулся в Голливуд и продолжил съёмки, хотя новые проекты уже не всегда приносили прежний успех. Среди наиболее заметных фильмов этого периода — «Могамбо», ремейк «Красной пыли». Это история чувственного и запутанного любовного треугольника, которая разворачивается в жаркой Африке. Герой Кларка Гейбла мечется между двумя женщинами — страстной харизматичной брюнеткой в исполнении Авы Гарднер и молодой чопорной англичанкой, экранный образ которой исполнила Грейс Келли.
В числе известных работ этого периода — «Любимец учителя», «Идти тихо, идти глубоко», военная драма с Бёртом Ланкастером, и лента «Это началось в Неаполе» с Софи Лорен, в которой он выступил в образе американца, неожиданно узнавшего о существовании итальянского племянника.
Последней лентой в карьере Кларка Гейбла стала драма «Неприкаянные» 1961 года, снятая Джоном Хьюстоном по сценарию Артура Миллера. В этом проекте его партнёрами по экрану стали Мэрилин Монро и Монтгомери Клифт. Хотя фильм имел противоречивые оценки, позже он был признан одной из наиболее драматичных и зрелых работ актёра. В процессе съёмок Гейбл проявил выдающуюся физическую выносливость, несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, что стало одной из причин его скоропостижной смерти вскоре после завершения проекта.
За годы своей карьеры Кларк Гейбл стал настоящим символом американского кинематографа, воплощая образ сильного, харизматичного мужчины. Его вклад в развитие Голливуда трудно переоценить — он оставил после себя наследие, на которое до сих пор равняются актёры и режиссёры по всему миру.

Кларк Гейбл, Вивьен Ли в фильме «Унесённые ветром»
Семья и личная жизнь
Кларк Гейбл пять раз официально вступал в брак и был известен своими многочисленными романами. Его первой женой стала актриса и наставница Джозефина Диллон, на 14 лет старше его. Брак продлился шесть лет, и скорее был профессиональным союзом: она помогла начинающему актёру закрепиться в индустрии и даже придумала ему прозвище — «Король Голливуда».
Следующей стала состоятельная светская дама Мария Лэнгем, старше предыдущей жены. Именно она помогла Гейблу выйти на Бродвей. Но семейная стабильность не мешала ему увлекаться коллегами — во время съёмок «Зова предков» он сблизился с Лореттой Янг. Актриса родила дочь Джудит, но её происхождение скрывали десятилетиями. Гейбл не участвовал в её жизни, а правда о родстве всплыла только после его смерти.
Настоящее чувство Гейбл, по его словам, испытал лишь с актрисой Кэрол Ломбард. Ради неё он добился развода с Лэнгем, выплатив солидные отступные. С Кэрол он был по-настоящему счастлив — до трагической авиакатастрофы, в которой она погибла в 1942 году. Гейбл тяжело переживал потерю и добровольно ушёл на фронт.
После войны он женился на Сильвии Эшли — вдове Дугласа Фэрбенкса. Но воспоминания о Ломбард не отпускали актёра, что отразилось на их браке — он распался спустя три года. В 1955 году он вновь женился — на актрисе Кей Уильямс, внешне напоминавшей Кэрол. Этот союз оказался самым «семейным»: в 1961 году Кей родила сына, Джона Кларка Гейбла. Однако сам актёр не дожил до этого события — он скончался за несколько месяцев до рождения ребёнка.
Тема отцовства Гейбла была долго окутана тайной. Внебрачную дочь Джудит Лоретта Янг официально удочерила и всю жизнь выдавала за приёмную. Только в зрелом возрасте Джудит узнала правду и выпустила книгу воспоминаний. Позже стало известно, что за беременностью Янг стояла не просто актёрская интрига, а, по её признанию, нежеланная близость. Но актриса не хотела предавать это огласке при жизни.
Сын Гейбла, Джон, продолжил фамилию и завёл собственную семью. Так легенда «Золотого века Голливуда» всё же оставил после себя потомков, хоть и не успел стать отцом при жизни.
Болезнь и смерть
В ноябре 1960 года, после завершения съёмок фильма «Неприкаянные», Кларк Гейбл перенёс сердечный приступ и был госпитализирован в Голливуде. Несмотря на усилия врачей, он скончался 16 ноября 1960 года в возрасте 59 лет. Его смерть стала большой утратой для мира кино. Гейбл был похоронен на кладбище Форест-Лаун в Глендейле, Калифорния, рядом с Кэрол Ломбард.

Мэрилин Монро, Кларк Гейбл в фильме «Неприкаянные»
Теги: